Машиностроение Украины

09 февраля 2022 10:58
Категория: Машиностроение
inforesist.org inforesist.org

Украинское машиностроение начало активно развиваться еще в XIX веке. Этому способствовал рост металлургии и угольной промышленности. Первое предприятие, располагавшееся на территории села Млиево, было открыто в 1840 году, а затем множество производств возникло на юго-востоке страны: в Донецке, Екатеринославе (современный Днепр), Луганске, Харькове и других городах. В середине XX века широкое распространение получили высокотехнологичные отрасли машиностроения: авиационное строительство, приборостроение, ракетно-космическое производство и многие другие.

Центры машиностроения и ведущие предприятия

controlengrussia.com
controlengrussia.com

Сегодня машиностроение является одной из ведущих отраслей экономики Украины. Большая часть предприятий сосредоточена в центре и на востоке страны. Это обусловлено тесными межотраслевыми связями с промышленным районом Донбасса и нахождением рынков сбыта продукции в крупных городах. Можно выделить Киевский, Днепровский и Харьковский машиностроительные кластеры. На территории первого находятся:

  • Концерн «Антонов» – предприятие авиационной промышленности, создающее рабочие места более чем для 10 тыс. человек.
  • ПАО «Украинская автомобильная корпорация» – производитель и экспортер автотранспорта, число сотрудников составляет около 40 тыс. человек.
  • Корпорация «Богдан» – производство автобусов, троллейбусов, легковых, грузовых автомобилей и спецтехники (признана банкротом и находится на начальных стадиях ликвидации).
  • Первый киевский машиностроительный завод (бывший «Большевик») – оборудование для переработки и нефтяного промысла, тоннельные эскалаторы. Деятельность почти полностью остановлена, штат работников – 200 человек, готовится к приватизации.

Днепровский кластер является базой для следующих предприятий:

  • ПО «Южмаш» – специализируется на производстве ракетно-космической техники, а также сборке троллейбусов «МАЗ». На его территории трудятся 4800 человек.
  • ПАО «АвтоКрАЗ» – занимается производством грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. Создает рабочие места для 3000 человек.
  • ПАО «ЗАЗ» – предприятие, выпускающее легковые автомобили, фургоны и автобусы. Является частью концерна «УкрАвто». Здесь работают около 1000 человек.
  • ЧАО «Запорожтрансформатор» – один из крупнейших мировых производителей трансформаторов: силовых масляных, электрореакторов и управляемых шунтирующих реакторов. Число сотрудников – 3500 человек.
  • ПАО «Мотор Сич» – разработка, создание и обслуживание авиационных газотурбинных двигателей и промышленных установок. Дает работу 27000 человек.
  • ПАО «Крюковский вагонзавод» – выпускает подвижной железнодорожный состав и другие типы транспорта. Здесь трудятся около 8000 человек.
  • ПАО «Днепровагонмаш» – занимается проектированием и созданием грузовых магистральных вагонов. Количество его работников превышает 4000 человек.

В числе предприятий Харьковского машиностроительного кластера находятся:

  • ХЗТМ им. Малышева – специализируется на производстве тепловозов, танков и двигателей. Предоставляет работу для 15 тыс. человек.
  • ЧАО «ХТЗ» – стратегически важное предприятие, занимающееся выпуском техники для промышленности, сельского хозяйства, строительной и коммунальной сфер. На заводе трудоустроено около 1000 человек.
  • Сумское НПО – разработка и производство оборудования для нефтегазовой промышленности. Дает работу более чем 10 тыс. человек.
  • Завод «Электротяжмаш» – стратегическое предприятие Украины, ориентированное на проектирование и создание гидрогенераторов, турбогенераторов, крупных электромашин постоянного тока, а также электрооборудования для железнодорожного и городского транспорта. Здесь работают 2200 человек.
  • АО «Турбоатом» – выпускает паровые турбины для ТЭЦ, ТЭС и АЭС, гидравлические турбины для ГЭС и ГАЭС, а также парогазовые установки и другое оборудование для энергетической промышленности. Является стратегическим предприятием и дает работу почти 5000 человек.
  • ПУАО «ХАРП» – производство подшипниковой продукции для всех видов транспорта. На его территории трудятся 3000 человек.

Отдельно можно выделить:

  • Мариупольский «Азовмаш» – производит авиационные топливозаправщики, заправочное оборудование ракет различного назначения, средства хранения и перевозки топлива и отопительные котлы. В штате 600 сотрудников.
  • Луцкий ЛуАЗ – предприятие автомобильной промышленности, часть корпорации «Богдан». Выпускает легковые машины, автобусы и троллейбусы.
  • Херсонский ХЗС – производство, ремонт и модернизация морских и речных судов, а также создание ремонтной техники.
  • Николаевский «Океан» – одно из крупнейших судостроительных производств Украины, занимается как конструированием, так и ремонтом судов разного тоннажа. На его территории работают 800 человек.
  • ГП «Николаевский судостроительный завод» – специализируется на строительстве кораблей и плавучих сооружений. Находится в процессе банкротства.
  • ПАО «Новокраматорский машиностроительный завод» – одно из крупнейших в стране производств отрасли тяжелого машиностроения. Продукция завода не только потребляется внутренним рынком, но и идет на экспорт. Здесь трудятся 8800 человек.
  • ПАО «Донецкгормаш» – выпускает подъемные машины, вентиляторы для проветривания шахт и транспортное оборудование. Число сотрудников – 880 человек.

Перспективы отрасли

fb.ru
fb.ru

Машиностроение Украины – это развитая отрасль промышленности с хорошо налаженными цепочками поставок ресурсов и обширными рынками сбыта. Тем не менее в связи с потерей восточного направления экспорта продукции, неизбежно частичное сокращение производства. Тенденция Евроинтеграции в свою очередь открывает для Украины западные рынки и создает возможности для быстрой модернизации производства.

Сбытовая переориентация ведет к отмиранию (либо существенному сокращению) ряда сегментов машиностроительной отрасли, таких как автомобильная и авиационная промышленность, а также станкостроение. В то же время широкий спрос подстегивает развитие производств электрооборудования, котлов и ядерных реакторов. Учитывая объемы хозяйственной деятельности Украины, машиностроение как необходимая отрасль производства неизбежно будет сохраняться, хотя и претерпела структурные изменения.

Общий экономический спад, характерный государству в последние годы, неминуемо оказывает свое влияние и на машиностроительную промышленность. Однако разветвленная сеть предприятий позволяет ей держаться на плаву. Темпы развития отрасли зависят лишь от своевременной модернизации и сбытовой переориентации ведущих предприятий. 

Другие публикации
09 февраля 2022 09:05
Каменный уголь использовался жителями юга Украины...
11 февраля 2022 12:31
Харьковская область находится на северо-востоке...
10 февраля 2022 13:24
Кировоградская область находится в центре...